Международное право об охране историко-культурного наследия
Российская Федерация является участником всех основных конвенций по вопросам охраны культурного наследия в рамках ЮНЕСКО и Европейского содружества.
К настоящему времени действует система международно-правовых норм в области охраны памятников истории и культуры.
Так, Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта стала первым международным соглашением, в котором объединены нормы по охране культурных ценностей в случае вооруженных столкновений. В ней отмечается, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для всего человечества.
В 1970 году была принята Парижская конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Она призвана предотвращать хищения и незаконную торговлю культурными ценностями. В ней говорится о необходимости международного сотрудничества как средства обеспечения охраны национальных культурных ценностей этих государств.
В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в декабре 1975 года. Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 1989 году. В Конвенции даётся определение понятия охраны всемирного культурного и природного наследия. Конвенцией установлено, что государства-участники Конвенции, по возможности, стремятся проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определённых функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования.
Также государства обязаны:
-
проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования;
-
учреждать, если они ещё не созданы, на всей территории одну или несколько служб по охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия, располагающих соответствующим персоналом и средствами, позволяющими выполнять возложенные на них задачи;
-
развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие его культурному и природному наследию;
-
принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия;
-
содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров подготовки в области охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия, а также поощрять научные исследования в этой области.
Генеральная конференция ЮНЕСКО на XX сессии, проходившей с 24 по 28 ноября 1978 года в Париже, приняла Рекомендацию об охране движимых культурных ценностей. В ней констатируется рост рисков, связанных с перевозками, увеличение в некоторых странах количества случаев нелегальных раскопок, краж, незаконной торговли и актов вандализма в отношении культурных ценностей.
24 июня 1995 года в развитие Конвенции 1970 года была принята Римская конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях. Её задачей стало обеспечение дальнейшего сокращения незаконной торговли культурными ценностями путём создания более современного механизма их возврата.
Принятие Конвенции об охране подводного культурного наследия (Париж, 2001 год) показало, что в деле сохранения подводного культурного наследия главным является вопрос о праве собственности на затонувшее судно и находящееся на нём имущество. В документе отражено, что любой спор между двумя или более государствами-участниками подлежит урегулированию путём переговоров в духе доброй воли или иными мирными средствами по собственному выбору государств-участников.
Документом, в котором раскрывается принцип защиты культурных ценностей, сохранения и поощрения многообразия культуры, является проект Декларации, касающейся преднамеренного разрушения культурного наследия (2003 год). В нём обосновывается, что преднамеренное разрушение культурного наследия в случае вооруженного конфликта может относиться к одному из военных преступлений.
Международная Конвенция об охране нематериального культурного наследия, принятая 17 октября 2003 года в Париже, признаёт, что процессы глобализации и социальных преобразований служат источниками серьёзной угрозы деградации, исчезновения и разрушения нематериального культурного наследия.
Большое внимание охране памятников истории и культуры уделяет Европейский Союз. Так, в частности, действует Европейская Конвенция об охране археологического наследия от 6 мая 1969 года (Лондонская Конвенция). Ряд актов принят в рамках Европейского Союза, например,
Рекомендации Комиссии Европейских Сообществ 1974 года о защите архитектурного и природного наследия.
Решение министров , ответственных за вопросы культуры, принятое в рамках Совета Европейских Сообществ в 1986 году , о сохранении произведений искусства и народных промыслов.
В 2002 году учреждён Фонд солидарности Европейского Союза . В случае стихийных бедствий и катастроф Фонд призван представлять заинтересованным государствам помощь на восстановление различных объектов, в том числе объектов культурного наследия.
Источник: Аналитический вестник №5 (372). Совет Федерации ФС РФ. Комиссия Совета Федерации пол культуре. 01.09.2009.
Комментарий специалиста
Т.В.Боргоякова
Главный консультант отдела социальной политики
Аналитического управления аппарата Совета Федерации
Для большинства стран характерен комплексный поход к сохранению и возрождению культурного и исторического наследия, наличие эффективного законодательства, регулирующего данную сферу. Действуют базовые законы об охране культурного наследия, приняты и реализуются федеральные, региональные и местные программы по сохранению наследия и охране памятников. Созданы властные структуры, наделённые необходимыми полномочиями с целью контроля исполнения законов в этой сфере.
В мероприятиях и проектах по сохранению наследия, часто имеющих сложную структуру финансирования, взаимодействуют государство, региональные и местные власти, жители, специализированные общественные организации, представители частного бизнеса.
В законодательстве иностранных государств можно выделить два основных подхода к определению понятия «памятник истории и культуры». В ряде стран для признания предмета памятником достаточно наличия особых исторических, культурных, научных и иных его качеств, позволяющих рассматривать его как особую часть национального наследия (Италия, ФРГ). В иных странах (Великобритания, США, Франция) само понятие «памятник» не имеет особого охранительного смысла и до включения объекта в список охраняемых не предполагает распространения на него особой государственной защиты. Следовательно, определяющим фактором для правовой охраны категории «памятник» того или иного предмета является внесение его по решению компетентных органов в специальный реестр, каталог.
Ведение реестров, каталогов, систематизация и инвентаризация памятников истории и культуры осуществляется во всех странах. В некоторых из них эта деятельность компьютеризирована, ведутся специальные базы данных.
Успешно решаются проблемы охраны археологических памятников. Одним из условий этого является развитый институт частной собственности. Многие государства, озабоченные сохранением своего археологического наследия, создали законодательную базу для регулирования этой проблемы.
Отдельного упоминания заслуживает существующая в некоторых странах система национальных парков, которые создаются с целью сохранения на конкретной территории исторических, природных или культурных ценностей. Принимаются законы, регулирующие охрану и использования природного, культурного и исторического наследия на конкретных территориях – национальных парках. Разрабатываются специальные регламенты посещения таких парков, а также меры охраны и правила использования их ресурсов. Существует практика консервации археологических объектов для исследования их в будущем.
Представляет интерес схема осуществления налоговых льгот для тех, кто участвует в восстановлении исторической недвижимости. Данная недвижимость входит в государственный реестр исторических мест, работа по восстановлению сертифицирована. Возможны налоговые рассрочки, когда например, группа компаний, которые поддерживают проекты по возрождению исторических мест, в обмен получает право на рассрочки по выплате налогов (налоговые кредиты). Налоговые льготы касаются не только инвесторов, но и тех, кто восстанавливает исторические дома для собственного проживания. Так, если восстанавливается старый дом, то его стоимость после восстановления значительно возрастает, а вместе с ней и налог на имущество. Но, учитывая затраты на восстановление дома, практикуется система замораживания долгов – то есть за восстановленный объект платится такой же налог, как до восстановления.
Также следует отметить опыт создания трастовых управлений по сохранению историко-культурного и природного наследия в некоторых странах. Система траста (англ. – «доверие»), созданная в Великобритании, получила дальнейшее развитие в некоторых странах. На основе трастового управления создаются эффективные правовые и экономические механизмы сохранения исторических объектов.
Проблемы в сфере охраны культурно-исторического наследия существуют во всех странах, но они постоянно находятся в поле зрения государства и общества. Работа по сохранению памятников ведётся комплексно и целенаправленно при партнёрстве государства, бизнеса и структур гражданского общества. Более того, как правило, общество жёстко требует от государства эффективной политики по сохранению наследия, государство создаёт наиболее благоприятные для этого условия, в первую очередь для бизнеса. Бизнес же активно использует эти условия, получая реальную экономическую выгоду, приобретая социальные дивиденды.
|
|