Резолюция Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в связи с инициативой о передаче сферы реставрации в ведение Минстроя России
8 октября 2020 года, Москва.
РЕЗОЛЮЦИЯ
по итогам обсуждения проекта Федерального закона
«О повышении эффективности использования капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры уже более 50 лет ведет большую деятельность по выявлению, сохранению, популяризации объектов культурного наследия, осуществляет общественный контроль в данной сфере, объединяя в своих рядах архитекторов, историков, искусствоведов, музейных работников, представителей научных, проектных и производственных реставрационных организаций и их объединений, гражданских активистов и волонтеров, последовательно содействует развитию и укреплению отечественной реставрации, без которой невозможно сохранение богатейшего и уникального историко-культурного наследия народов России.
Подготовленный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проект федерального закона, по которому выполнение работ по сохранению памятников будет осуществляться единым заказчиком в сфере строительства, рассматривается Обществом как большая угроза, способная нанести огромный вред, как реставрационной отрасли, так и всей сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия.
Считаем недопустимым объединение деятельности строительства и реставрации, поскольку реставрация – это самостоятельная и уникальная отрасль. По нашему мнению, объединение во многом противоположных видов деятельности является ошибочным и не соответствует приоритетным принципам государственной культурной политики, а также поручениям Президента Российской Федерации, направленным на совершенствование деятельности по сохранению историко-культурного наследия.
К тому же «дорожная карта» планируемых радикальных изменений абсолютна непрозрачна, непонятна их цель. Отсутствие всякого обсуждения данных инициатив со специалистами, экспертами и общественностью порождает напряженность и, в конечном итоге, не облегчает состояние реставрационной отрасли, а лишь усугубляет её положение. Бессмысленно начинать изменения в данной сфере без четкого представления о конечных результатах реформирования.
В истории охраны памятников в советское время уже предпринимались подобные эксперименты по реорганизации системы управления. В августе 1955 года Управление по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР было реорганизовано в Государственный комитет Совета Министров РСФСР по делам строительства и архитектуры (Госстрой РСФСР). В структуре Комитета был создан отдел охраны и реставрации памятников архитектуры. По Положению о Комитете, утвержденному 13 февраля 1956 года, он должен был осуществлять руководство охраной и реставрацией памятников архитектуры. Именно в этот период был осуществлён снос ряда выдающихся, стоявших на охране памятников архитектуры, как в Москве, так и в регионах.
В связи с ликвидацией Госстроя РСФСР в 1957 году руководство охраной памятников архитектуры было вновь возложено на Министерство культуры РСФСР, поскольку прежнее кратковременное подчинение дела реставрации Госстрою себя не оправдало и привело к бесконтрольному сносу ценных объектов.
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры отмечает, что, несмотря на все трудности, в последние годы Министерство культуры России принимает определенные меры по развитию реставрационной отрасли и совершенствованию сферы охраны и сохранения объектов культурного наследия в целом. Осознана роль научно-методического совета при рассмотрении значимых реставрационных проектов, совершенствуется порядок аттестации реставраторов и экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы, с этого года начата программа консервации архитектурного наследия России.
Мы понимаем, что принимаемых сейчас мер явно недостаточно для превращения реставрации в действительно самостоятельную сильную отрасль. Для этого необходимы достаточные вложения в науку, в систему подготовки и преемственности кадров. Серьезного подхода требует научно-методическое обеспечение деятельности по сохранению памятников, необходимо привести к реалиям сегодняшнего дня реставрационные расценки. Это первоочередные нерешенные проблемы отрасли.
Считаем, что в сложившейся ситуации инициатива Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, направленная на поглощение сферы по сохранению объектов культурного наследия строительным ведомством, не только не способствует развитию реставрационной отрасли, а может нанести ей непоправимый вред.
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры требует исключить сферу сохранения объектов культурного наследия из указанного проекта федерального закона.
Поручить Председателю Центрального совета Демидову Артему Геннадьевичу опубликовать и направить данную резолюцию Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину.
Президиум Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
Демидов Артем Геннадьевич |
Председатель Центрального совета, Заместитель Председателя Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству |
Антонов Дмитрий Борисович |
Директор Государственного научно-исследовательского института реставрации |
Веденин Юрий Александрович |
Председатель Общества изучения русской усадьбы, заместитель председателя Союза краеведов России |
Засухина Галина Дмитриевна |
Научный сотрудник Института общей генетики РАН |
Иванов Антон Евгеньевич |
Заместитель председателя совета Санкт- Петербургского городского отделения, лауреат Премии Президента Российской Федерации молодым деятелям культуры |
Кадышев Георгий Иванович |
Член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук |
Кудрявцев Александр Петрович |
Президент МАРХИ, вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук, Почетный Президент Российского национального комитета ИКОМОС, Народный архитектор Российской Федерации |
Лазарева Лариса Валерьяновна |
Архитектор-реставратор, почётный реставратор г. Москвы |
Ливцов Виктор Анатольевич |
Почетный председатель совета Орловского областного отделения, Доктор исторических наук |
Маланичева Галина Ивановна |
Почетный Председатель Общества, Государственный эксперт Министерства культуры Российской Федерации по проведению историко-культурной экспертизы, лауреат Государственной Премии Российской Федерации в области литературы и искусства |
Переслегин Николай Владимирович |
Архитектор, руководитель архитектурно-исследовательского бюро, лауреат Премии Президента Российской Федерации молодым деятелям культуры |
Пычин Олег Николаевич |
Председатель Совета Архангельского областного отделения |
Соседов Евгений Валерьевич |
Заместитель Председателя Центрального совета, лауреат Премии Президента Российской Федерации молодым деятелям культуры |
Тузов Дмитрий Валерьевич |
Заместитель директора колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 г. Москвы |
Филонов Владимир Иванович |
Глава регионального исполкома ОНФ в Орловской области, член Президиума Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации |
Юдин Денис Сергеевич |
Заместитель Председателя Центрального совета |