ВООПИиК
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ О ВООПИиК РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ НАШЕ НАСЛЕДИЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ ВОЛОНТЕРЫ

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры


В ВООПИиК

17 Апрель 2013

Проложен новый театральный маршрут


Проект "Культуру - в массы!" предложил москвичам новое театральное путешествие. Это уже второй маршрут, придуманный театральным критиком Григорием Заславским по мотивам его книги "Москва театральная. Путеводитель"

Совсем маленький пятачок земли между Тверской, Садовой и Большим Козихинским переулком имеет все шансы стать объектом театрального паломничества. Дело в том, что именно здесь продолжился цикл экскурсий театрального критика Григория Заславского, созданный по мотивам его книги «Москва театральная. Путеводитель».






Уникальная экскурсия от Григория Заславского.

Фото: "Вечерняя Москва"

В прошлом году маршрут пролегал от бывшей «Бродячей собаки», где ныне приютился учебный театр ГИТИС в Б. Гнездниковском переулке до самой Театральной академии. Отныне он сдвинулся значительно севернее.

- У меня давно была мечта проложить именно этот маршрут, - говорит Григорий Заславский. – Но прежде никак не получалось договориться с Концертным залом им. П.И. Чайковского. Теперь же по инициативе Галины Маланичевой, председателя Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), это произошло.

О том, почему так важно было найти общий язык именно с Залом Чайковского мы узнали в самом конце маршрута. Начиналось же все с узкого серого дворика, почти подворотни, которая, однако, уже давно, как магнитом, притягивает театральных людей. Здесь, за чуть ли не ржавой железной дверью ведущей в небольшой подвал скрывается Театр.doc. И пусть его зал рассчитан лишь на 50 человек, но бывает, что набивается и 200. Более того, случались здесь и случаи, когда при всем желание вместить всех это не удавалось, и тогда… нет, никого не выгоняли. Просто актеры, отыграв спектакль, после небольшого перерыва выходили «на бис».

К следующему объекту нашего интереса можно было бы пойти чистыми кружными путями, но мы вновь выбираем задворки. Можно было бы быстро проскользнуть с Трехпрудного переулка в Большой Козихинский, но наш проводник делает паузу:

- Не так быстро. Обратите внимание на этот двор – он тоже в какой-то степени «театральный», ведь именно здесь жила Людмила Гурченко, а сейчас тут обитает Валерий Фокин.

Но двор заканчивается очередной аркой, которая выводит нас прямиком к театру «Практика». Вот тут-то обшарпанность двора совсем не выглядит крайней степенью заброшенности, но, напротив, наводит на мысли о тщательно продуманном дизайнерском решении. Увы, и здесь мы задерживаемся ненадолго, потому что впереди нас ждут «экспонаты», чья театральная история насчитывает куда больше лет и десятилетий, чем эти яркие и юные театры.

Оказавшись на Садовой, мы словно попадаем в другой мир. Тишина маленьких улочек и старых двориков сменяется раздражающим шумом городской магистрали. Шумом, от которого очень удобно укрыться в знаменитом саду «Аквариум». Самим садом, к сожалению, при столь неприятной погоде не слишком полюбуешься, но зато ничто не отвлекает от погружения в историю.

- Не все помнят, что в начале XIX века сад этот назывался «Чикаго», - рассказывает Григорий.  – Но позднее его перекупает француз и, не в силах вынести такого «американизма», дает саду имя «Аквариум».

Как и в прошлом, здесь есть и театр, и ресторан – не хватает только эстрады. Мимо проходят люди, спешащие за билетами в Театр им. Моссовета, а мы – пусть издали пытаемся заглянуть в окна гримуборных Театра сатиры, что выходят сюда же. Наш экскурсовод это замечает и обещает, что в скором времени в рамках этого же маршрута можно будет зайти в гримерки Моссовета – увидеть столики, за которыми в свое время готовились к выходу на подмостки Раневская и Плятт.

А потом… потом начинается увлекательное погружение в сатирический мир «сатировцев». Похоже, о них Григорий может рассказывать бесконечно: о корифеях, которые уже на первой читке в своем экземпляре пьесы тщательно отмечали места, где публика будет аплодировать; о «мигавках», изобретенных обитателями легендарного «Кабачка», и о том, как они же давали порой давали по три концерта в день, а Ольга Аросева и вовсе поставила рекорда – за неделю в Норильске отыграла 42 представления.

Только апрельский холод вынудил нас прекратить увлекательный рассказ и двинуться дальше – к последней точке нашего маршрута. Снова Садовая, поворот на Тверскую, Тверская, служебный вход – и вот уже мы на лифте в сопровождении мрачного охранника поднимаемся на крышу Концертного зала им. П.И. Чайковского.

- Из подвала – на крышу, - шутит одна из участниц экскурсии, завсегдатай арт-проектов и выставок Дарья Курдюкова, вспомнив «подвальное» начало нашей экскурсии.

На крыше нас ожидает еще один охранник, который пристально разглядывает ноги девушек-экскурсанток. Оказывается, вход на эту крышу в обуви на острых каблуках запрещен. (Так что все, кто соберется повторить наш путь, советую заранее озаботиться поиском бескаблучных ботиночек). Случайно или нет, но повезло всем – обувь прошла проверку. Еще одна железная дверь, поворот ключа в замке – и мы на крыше. Смотрим вниз на роскошный купол бывшего цирка Никитиных. При взгляде на него понимаешь, почему так важно было договориться с Концертным залом. Ведь сегодня это, пожалуй, единственное место, с которого наглядно видно цирковое прошлое Театра сатиры. Зрелище, надо сказать, захватывающее!

Но подобной кульминацией заканчивать театральное путешествие было бы не правильно. Не позволяет такого теория драмы. И потому, спускаясь в лифте на первый этаж, мы словно спускаемся с небес на землю. В кабине лифта нас ждет трагическая история Мейерхольда и его театра, который существовал на этом месте 10 лет, потом закрылся на глобальную перестройку и уже никогда не вернулся. А ведь уже в конце 30-х годов здесь могла бы появиться сцена-трансформер, распахивающийся к небу потолок, позволяющий играть спектакли при дневном освещении, да комфортный зрительный зал, где каждое кресло было бы оснащено специальной вытяжкой для курящей публики. Не сложилось.

На этой грустной ноте наш маршрут подошел к концу с тем, чтобы в другой раз собрать уже других желающих пробираться знаменитыми и окольными театральными тропами по карте Москвы в компании с Григорием Заславским.

Кстати, этот новый театральный маршрут проложен в рамках очередного проекта ВООПиКа «Культуру – в массы», который во многом продолжает их прошлое детище – «Выход в город».

Подробнее: http://www.vmdaily.ru/



Куршская коса
Куршская коса