ВООПИиК
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ О ВООПИиК РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ НАШЕ НАСЛЕДИЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ ВОЛОНТЕРЫ

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры


В ВООПИиК

19 Сентябрь 2012

Иркутское отделение бьёт тревогу о судьбе колёсных пароходов


Иркутское отделение бьёт тревогу о судьбе колёсных пароходов, выпущенных в 1959 году. С просьбой об их спасении В.А. Китаев обратился к губернатору Иркутской области С.В. Ерощенко и министру транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколову. Центральный совет поддерживает эти обращения.



Губернатору Иркутской области

С.В. ЕРОЩЕНКО

Уважаемый Сергей Владимирович!

В Иркутской области в городе Киренске на реке Лене погибают два последних в России колесных парохода «Проекта 737». Они выпущены в 1959 году в Венгрии, в городе Будапеште и находятся сейчас еще в хорошем состоянии. Они уникальны тем, что это последние в России колесные суда с паровой машиной, которые еще в конце 80-х ходили по всем Российским рекам, их было более 75 единиц. Проект 737 - последний выпуск пароходов в СССР. Выпускались они с 1951 по 1959 год. А теперь осталось только два судна – это «Благовещенск» и «Красноярск».

До 2005 года ОАО «Киренская РЭБ флота» получала дотацию из федерального бюджета на осуществление пассажирских перевозок по транспортному маршруту «Осетрово (Усть-Кут) – Якутск». За последнее лето 2004 года пароходами «Благовещенск» и «Красноярск» было перевезено 17 тысяч пассажиров. Теперь люди остались без пароходов, добираться им приходится с пересадками. Расстояние от порта Осетрово (Усть-Кут) до Якутска 1988 км. Пароходы обслуживали 25 населённых пунктов, среди них 5 городов. По деревням за период навигации еще доставлялись и различные продукты питания. Других пассажирских судов на реке Лене нет. Альтернативы или замены им по-прежнему нет. Не смотря на рост различных геологических партий, бурное строительство трубопровода ВСТО, эта проблема становится все острее. Жители ленских сёл неделями не могут выехать. Скоростные «Полесья» часто проходят мимо населенных пунктов, выполняя спецрейс. Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области ссылается на то, что из 25 остановочных пунктов, из них только 6 расположены на территории Иркутской области. В настоящее время на этом участке реки Лены на территории Иркутской области осуществляется перевозка пассажиров скоростными судами типа «Полесье» и «Заря», принадлежащих «ОАО Осетровскому» речному порту.

Без дотирования единственным вариантом их эксплуатации, как считают капитаны этих судов, было бы чередование пассажирских перевозок с туристическими. Именно этот вариант мог окупить затраты на их эксплуатацию. Путешествие на последнем колесном пассажирском пароходе по одной из 10 величайших рек планеты. Красавица-река протекает по естественному руслу, как и миллионы лет назад. Удивительные пейзажи, Ленские щеки, Ленские столбы (природный парк претендует на включение в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО), богатый растительный и животный мир, своеобразная культура древнего народа - все это способно поразить воображение самого искушенного путешественника. Обращаемся к Вам со следующими просьбами:

1. Срочно до конца сентября нужно обязательно законсервировать оба парохода. Необходима временная заделка всех входных дверей и окон.

2. Найти компанию, которая могла бы обеспечить эксплуатацию этих пароходов. Например, это мог бы быть ОАО «Осетровский речной порт».

3. Помочь получить кораблям статус памятников федерального значения, выделив Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области необходимые целевые средства.

 


Министру транспорта Российской Федерации

Соколову М.Ю.

Уважаемый Максим Юрьевич!

Ранее, в СССР, было принято решение о строительстве колесных пароходов. Это был значительный социальный проект. Колесными судами были оснащены все судоходные речные бассейны, в том числе река Лена. В Иркутской области (город Киренск) погибают два последних в России колесных парохода «Проекта 737». Они выпущены в 1959 году в Венгрии и находятся сейчас еще в хорошем состоянии. Они уникальны тем, что это последние в России колесные суда с паровой машиной, их было более 75 единиц. Выпускались они с 1951 по 1959 год. А теперь осталось только два судна – это «Благовещенск» и «Красноярск». В художественном фильме «Жестокий романс» натурные съемки – на пароходе этого проекта.

До 2005 года ОАО «Киренская РЭБ флота» получала дотацию из федерального бюджета на осуществление пассажирских перевозок по транспортному маршруту «Осетрово (Усть-Кут) – Якутск». За лето 2004 года пароходами «Благовещенск» и «Красноярск» было перевезено 17 тысяч пассажиров. В настоящее время получение предприятиями речного транспорта субсидий из федерального бюджета на осуществление речных пассажирских перевозок отсутствует. Теперь люди фактически остались без сообщения по реке, добираться им приходится с пересадками. Расстояние от порта Осетрово (Усть-Кут) до Якутска 1988 км. Пароходы обслуживали 25 населённых пунктов, среди них 5 городов. По деревням за период навигации еще доставлялись и различные продукты питания. Аналогичных пассажирских судов на реке Лене нет. Четыре года назад президент республики Саха-Якутия Штыров написал письмо в правительство о социальной значимости пассажирской линии Усть-Кут – Якутск. Вице-премьер поручил пяти министерствам разобраться с этой проблемой. Все подписались за дотацию пассажирскому флоту. Лишь только министр финансов В.Л. Кудрин отказал в выделении денег. В настоящее время на этом участке реки Лены на территории Иркутской области осуществляется перевозка пассажиров скоростными судами типа «Полесье» и «Заря», принадлежащих «ОАО Осетровскому» речному порту. Но проблему они не решают: происходит заметный рост деятельности геологических партий, бурное строительство трубопровода ВСТО, эта проблема становится все острее.

Без дотирования единственным вариантом эксплуатации пароходов «Благовещенск» и «Красноярск», как считают капитаны этих судов, – чередование пассажирских перевозок с туристическими. Именно этот вариант мог окупить затраты на их эксплуатацию. Путешествие на последнем колесном пассажирском пароходе по одной из 10 величайших рек планеты. Красавица-река протекает по естественному руслу, как и миллионы лет назад. Удивительные пейзажи, Ленские щеки, Ленские столбы (природный парк претендует на включение в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО), богатый растительный и животный мир, своеобразная культура древнего народа - все это способно поразить воображение самого искушенного путешественника.

Просим Вас:

  • Решить проблему выпуска пароходов в навигацию, вернув их на линию ««Осетрово (Усть-Кут) – Якутск».
  • Выделить деньги на их восстановление и капитальный ремонт. На пароходе «Благовещенск» нужно полностью восстановить интерьер, произвести капитальный ремонт по корпусу, сохранив первоначальный внешний вид, как снаружи так и внутри. На пароходе «Красноярск» все тоже самое плюс воссоздать отделку внутренних помещений и прогулочной палубы.




Фотогалерея


Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге