Усадьбу Панфилова реставрируют бульдозером
Защитники памятников недовольны неделикатной заботой об историческом наследии

Происходящее в приусадебном дворе Панфилова на розы Люксембург, 67, не понравилось многим. Жители окрестных домов с нескрываемой тревогой следили за работой автогигантов, крушащих флигель во дворе. Но на вопросы наблюдавших, уже уверовавших в то, что рабочие занимаются не реставрацией, а настоящим сносом, прораб спокойно отвечал, что все действия строителей законны. При этом строительные «каратели» предпочли остаться безымянными и заявили, что на объекте работает некое ООО «Святой дух».
Увидев признаки посягательства на историческую постройку, на место происшествия выехал общественный инспектор Всероссийского общества охраны памятников культуры и истории Олег Букин. Общественник, ни на минуту не сомневаясь в том, что на Розы Люксембург свершается преступление, вызвал полицию. И прорабу-»святодухцу» все-таки пришлось предъявить разрешительные документы. После непродолжительной беседы с представителем подрядчика сотрудник отдела полиции №7 Кировского РОВД подполковник Александр Сизов заявил Букину, что оформлять протокол нет необходимости, так как факта разрушения охраняемого государством памятника нет.
Однако, когда площадку покинули бульдозер и экскаватор, от того, что раньше было флигелем, осталась куча мусора и фрагменты некоторых стен.
– Снос, тем более с помощью экскаватора, недопустим при реставрации, снос вообще в принципе недопустим. Даже если здание будет полностью восстановлено после сноса, то в этом случае речь будет идти не о работах по сохранению памятника (ремонтно-реставрационных работах), а о работах по его воссозданию. В этом случае вновь выстроенное здание вряд ли сохранит технологическую и культурно-историческую информацию подлинника. Кроме того, воссоздание осуществляется только в отношении утраченного памятника истории и культуры, но никак в отношении «живого» (то есть снести памятник, чтобы потом его воссоздать, - недопустимо и противозаконно). Я допускаю, что состояние флигеля было не самое лучшее: там внутри было много деревянных конструкций, некоторые из них могли частично истлеть. В этом случае эти отдельные части следовало усиливать, или, в крайнем случае, заменять. Но, ни в коем случае нельзя было сносить здание-памятник, – объяснил суть проблемы Олег Букин.
Общественный инспектор также поделился с «Вечерними Ведомостями» своими предположениями о том, почему подрядчик предпочел решать проблемы при помощи бульдозера:
– Видимо, государству не хочется по-настоящему реставрировать памятники, ведь такие работы и морально и финансово намного затратнее, чем снос. Намного проще убрать старое здание, а потом построить на его месте новое.
Букин опасается, что флигель после реконструкции вообще может остаться без второго этажа, так как, по словам рабочих, он является более поздней надстройкой и его можно не восстанавливать. Но общественник таким вещам давно не удивляется, так как при реконструкциях и реставрациях чиновники давно следуют такой логике, что безосновательно и противозаконно.
– Усадьба Панфилова была принята на госохрану в 1991-м году. То есть после всех пристроев, следовательно, все, что было на момент принятия, относится к памятнику истории и культуры, – безапелляционно заявляет Олег Букин.
Отметим, что «Вечерним Ведомостям» удалось выяснить, что усадьба принадлежит ГУП СО «Распорядительная дирекция МУГИСО». Работы по сохранению объекта культурного наследия санкционированы с областным министерством культуры, выделившим на реставрацию около 40 миллионов рублей. При этом министерство культуры легитимировало следующие действия подрядчика: вывоз бытового мусора, разборку и вывоз обрушенных внутренних перегородок, установку временных подпорок в местах деформаций несущих конструкций.
Как сообщил «Вечерним Ведомостям» пресс-секретарь МУГИСО Михаил Меньшиков, на подготовительном этапе работы поручены московскому научно-производственному учреждению ООО «Стройтек».
– Применение экскаватора при демонтаже ветхих частей здания возможно. Проект по реставрации согласован с экспертами, аккредитованными в Росохранкультуре. Контроль деятельности исполнения работ находится на контроле министерства культуры и туризма Свердловской области, – заявил в беседе с «Вечерними Ведомостями» Михаил Меньшиков.
По словам специалистов из министерства госимущества, отреставрировать флигель усадьбы Панфилова в том состоянии, в которое он спустя десятилетия пришел, просто невозможно. На место в усадьбу специально выезжала комиссия, которая обнаружила в конструктиве постройки большие разрушения, которые невозможно устранить без демонтажа.
– В стенах флигеля было обнаружено несколько сквозных трещин, которые с каждым днем разрастались. В некоторых местах был полностью разрушен кирпич, прогнило большинство деревянных перегородок. Если такие повреждения сохранить во время реконструкции, такое строение было бы опасно для жизни, ведь он могло обвалиться в каждую минуту, – объяснил ситуацию Михаил Меньшиков.
Сотрудник МУГИСО также заверил, что, согласно проектной документации, после разбора разрушенных конструкций здание будет выглядеть так, каким оно было до реставрации.
Однако Олег Букин с подозрением отнесся к такому заявлению, так как он уверен, что Росохранкультура никогда не разрешит проводить реставрацию по способу сноса. Инспектор уверен, что при разработке проектной документации была сознательно игнорирована историко-культурная экспертиза, именно поэтому строители лихо орудовали в усадьбе ковшом экскаватора.
– Истории этой реставрации очень странная, – заключил Букин. – Не исключено, что после нее в итоге останется один фасад или чуть большая часть памятника, а на освобожденной площади будет построен какой-нибудь торговый центр.