ВООПИиК
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ О ВООПИиК РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ НАШЕ НАСЛЕДИЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ ВОЛОНТЕРЫ

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры


Популяризация историко-культурного наследия


21 февраля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялось подписание сразу нескольких соглашений, важных для развития проектов в сфере популяризации объектов культурного наследия России.



Культурно-просветительские проекты «Выход в город» (Москва) и «Открытый город» (Санкт-Петербург») подписали соглашение о сотрудничестве. 
   Руководитель проекта «Открытый город» Антон Иванов поделился результатами первого сезона и рассказал, что проект пользуется большой популярностью у горожан. Всего за первые полгода закрытые для свободного доступа памятники Санкт-Петербурга посетили 8491 человек. 
    Артём Демидов, заместитель председателя Центрального Совета ВООПИК: «Это важный шаг в деле популяризации культурного наследия. Конечно, мы приветствуем интерес к нашим проектам не только со стороны государственных структур, но и частных компаний. Будем развивать тему доступа граждан к объектам культурного наследия и в других регионах России». Также было подписано Соглашение о дальнейшем сотрудничестве и содействию между комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и культурно-просветительским проектом «Открытый город». 
   Сергей Макаров, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры: «Из-за особенностей бюджетного процесса средства на первые полгода работы проекта нашлись не в субсидиях из городского бюджета, а у благотворителя. Проект планируем поддерживать и развивать».



ВЫСТАВКА ЮРИЯ ХОЛДИНА «МНОГО ЗВАНЫХ»

Экспозиция-презентация проекта Фонда «Фрески Руси» «Свет фресок Дионисия – миру»

24 февраля – 20 марта 2016 г.

Концертно-выставочный зал «В доме Нащокина» ЦС ВООПИиК

Адрес: Гагаринский пер. 4/2; тел. для аккредитации прессы: 8(495) 695-07-06

8-910-426-81-45(экскурсии)

_____________________________________________________________________

Пресс-релиз

Современной России – наследнице богатейшей культуры есть, чем гордиться, но далеко не всякое творческое явление, из тех, что включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, мы можем показать всему миру. Показать именно так, чтобы зритель мог сказать: «Мы видим глазами самого художника, сотворившего чудо». Именно эта участь – большой отдалённости от культурной столицы не миновала и знаменитые фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. О проекте фотохудожника Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру», который ровно 10 лет назад впервые предстал перед толпами московских ценителей искусства в залах Государственной Третьяковской галереи, за долгие годы его передвижного экспонирования по различным российским и зарубежным площадкам, сложилось устойчивое впечатление как о новой жизни Ферапонтовского шедевра.

Нестроения в духовно-политической жизни Москвы в конце XV века побудили самого почитаемого в те годы столичного иконописца удалиться в монастырь, расположенный в небольшой вологодской деревне, где он создал творение, ставшее вершиной выражения духовных и художественных идеалов Святой Руси. На фоне невероятного масштаба утрат произведений этой эпохи, принадлежащих кисти Феофана Грека, преподобного Андрея Рублёва и их сподвижников, Дионисию повезло значительно больше. Он был очень плодовит, но сохранилось немного, а в целостности и первозданности до нас дошли только фрески Ферапонтова монастыря, благодаря трудам в нём Дионисия прославленного, но по-прежнему остающегося малодоступным для широкой аудитории.

В чём же подлинное значение светоносной стенописи великого мастера, художественные достоинства работ которого сопоставимы с творениями его европейских современников – Микеланджело и Леонардо да Винчи? Могли ли мы, преемники его уникального наследия, понять и оценить гений Дионисия, многие десятилетия видя и изучая его фрески по субъективным копийным интерпретациям или полиграфическим оттискам с искажённой цветопередачей? Не говоря уже о неизбежной фрагментарности знакомства с оригиналом: проблема сохранности древнего памятника ограничивает время рассматривания трёхсот стенописных композиций до 15-30 минут. Да и возможности увидеть с пола, образы, расположенные на большой высоте, невелики. При большом авторитете в узком кругу специалистов, для широкой публики имя великого иконописца так и оставалось на обочине истории, пока не возник материал, позволивший не только говорить, но и видеть воочию, что Дионисий – это не имя, принадлежащее истории культуры Вологодской области или деревни Ферапонтово,  а имя России.

Успех выставки и изданий Холдина, бесспорные достижения созданного им материала, казалось, не могли не обратить на себя внимания тех, кто за сохранение великого достояния национальной культуры отвечает перед народом? Ведь создан беспрецедентного уровня и качества материал, позволивший неперемещаемую ценность переместить во времени и в пространстве. И надо сказать, что это произошло в истории искусства впервые, а значит не с чем сопоставить. Через пять веков Дионисий вернулся в Москву, стал изучаем и доступен. Жизнь его творения спустя столетия озаряет нас светом с новой силой, давая возможность доступности к созерцанию замысла великого художника в полноте, недостижимой в месте бережно хранимого оригинала.

Развитие дела не останавливалось, даже после трагически оборвавшейся жизни Холдина, создавшего команду единомышленников для его творческого продолжения. Завершение печати Ферапонтовского цикла фотохудожника длилось 8 лет после его трагического ухода. Казалось бы – это фотография, предполагающая возможность тиражирования. Как понять столь долгий процесс печати? И почему все эти годы поднимается вопрос о неповторимости цвето-колористического повтора печати на том качественном уровне, как это удалось специалистам, подготовленным Холдиным к завершению начатого им труда? Вопросов много, и они требуют внимательного взгляда и анализа, ведь решены задачи, никогда прежде не возникавшие в истории мирового фотоискусства при выставочном представлении подобных памятников. Высокий художественный потенциал в равной степени, как и просветительская программа работы с проектом, за последние годы оказались широко востребованы образовательными учреждениями страны.

Фонд «Фрески Руси», многие годы работающий с проектом «Свет фресок Дионисия – миру», при поддержке ЦС ВООПИиК с 24 февраля по 20 марта 2016 года приглашает всех, неравнодушных к будущему нашей культуры и проблемам образования наших детей на особую акцию, устраиваемую ради объяснения многих накопившихся о выставке вопросов. Наше приглашение обращено ко всем ценителям русского искусства, особенно к тем, кто отвечает сегодня за сохранение нашего национального культурного наследия. Мы приглашаем к диалогу, чтобы совместными усилиями найти возможность – обеспечить общедоступность и сохранение полного Ферапонтовского цикла Юрия Холдина для музейного фонда Москвы.

http://www.dionisy.ru

Справка:

Дионисий (от 1430-1440 до 1502-1508)

Творчество Дионисия получает широкую известность и признание современников с шестидесятых годов XV века. Самые ранние из известных работ художника - фрески собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре созданы между 1467 и 1476 годами. В 1481 году Дионисий создает фрески и иконостас Успенского собора Московского Кремля. Приблизительно в то же время им написаны иконы для деисусного чина Спасо-Каменного монастыря. Во второй половине восьмидесятых годов XV века Дионисий расписывает Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря и создает иконы для иконостасов нескольких церквей этой обители. После 1483 года (точное время не установлено) Дионисий работает над фресками церкви Спаса в Чигасовом монастыре. В 1499/1500 годах им написаны иконы для Павло-Обнорского монастыря: «Спас в силах», «Распятие», «Уверение Фомы». Большая часть работ, известных по историческим источникам, не дошла до нашего времени. Сохранились некоторые иконы его письма. Среди них «Одигитрия» московской церкви Вознесения, «Сошествие во ад», образ «Одигитрии» и другие иконы из иконостаса церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (около 1502). Из приписываемых Дионисию наиболее известны житийные иконы «Дмитрий Прилуцкий» из Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой, «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексий» из Успенского собора Московского Кремля. В этой связи поистине бесценен дошедший до нас в уникальной сохранности и почти в первозданном виде полный цикл фресок собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502), который расположен в 570 км к северу от Москвы (ныне Вологодская область).

 

Контактный тел. ЦС ВООПИиК для прессы 8(495) 695-07-06 (Софья Александровна)


Выставка А.Д. Жданова, «Курильский десант. Август 45-го».

Проект посвящен малоизвестной странице нашей военной истории – Курильской операции, ставшей последним боем Второй Мировой войны, а также проблеме сохранения военной техники и «музея под открытым небом» на острове Шумшу. Материал для этой выставки автор собирал более 20 лет.

Открытие выставки состоится 27 ноября 2015 г. в 16.00 в зале Центрального совета ВООПИиК по адресу: Гагаринский пер., д. 4/2.





Новый сезон - новые впечатления.

Подходит к концу первый месяц нынешнего сезона проекта «Выход в город». Мы с Вами посетили разные объекты культурного наследия. Каждая экскурсия, даже с одинаковым названием, уникальна, во многом благодаря общению с гидами, удивительными, талантливыми людьми, это прогулка-открытие, если хотите, погружение в другую эпоху. И самое важное – каждый уносит свои, особенные впечатления.

Вот каким запомнила Московский почтамт Наталия Хрусталева-Попова:

«Московский Почтамт… 26 марта, 13:00… Музей истории русской почты и Московского почтамта очень понравился! Музей при Московском почтамте был создан ещё в 1912 году, сразу после завершения строительства собственного здания. В качестве первого экспоната новому музею князем Куракиным был подарен портрет Петра Великого. К сожалению, судьба этого портрета, как многих других экспонатов того времени и самого музея в целом, неизвестна. Единственное, что сохранилось, так это планы старого здания почтамта, а на них – помещения, которые до 1917 года занимал музей. Как бесценное напоминание о работниках почтамта того времени в музее хранятся альбомы, выпущенные к открытию нового здания почтамта. В музее также можно увидеть уникальные архивные описи российской почты XVIII-XIX веков, сундуки и баулы для перевозки почты, элементы сбруи ямщицкой тройки, старинную мебель, установленную в здании почтамта в 1912 году, гравюры с изображением почтовой формы, средств передвижения, почтовые ящики и многое другое. Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.

В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные — весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

XX век представлен большой коллекцией писем, марок, телеграмм, фотографий, разнообразными почтовыми ящиками, автоматами по продаже открыток и конвертов 60-х – 70-х годов, сувенирной продукцией, выпущенной к разным юбилеям Московского почтамта. Многое в этом музее напоминает наше детство…Почтовые ящики на дверях, различные торговые автоматы, конверты и открытки! А ещё именно сегодня на почтамт поступили новые марки «150 лет земской почте»! Можно было купить и на конвертах работник почты ставил сегодня фирменную печать! Вот такая сегодня была насыщенная экскурсия!»

А это – Чистопрудный бульвар глазами Марины Бортниковой:

«Спасибо большое ВВГ и К. Гацунаеву за великолепную экскурсию «Жемчужины Чистопрудного бульвара»! Вчера, несмотря на погоду, все остались довольны прогулкой. Никакое похолодание не в счет, когда К.Н. Гацунаев рассказывает о Москве! Мы даже вошли во вкус: возвращались и более детально разглядывали лепнину, заглянули в кинотеатр «Роланд» с интересным фойе, прошли по соседним улочкам и показали знакомым популярный Дом-яйцо».

Наталья Гвоздева написала чудесную заметку об Ивановском монастыре:

«Сегодня посчастливилось побывать на экскурсии «Ансамбль Ивановского монастыря. История и святыни».Два с лишним часа нас водила по монастырю послушница. Мы так много узнали нового, мы там много увидели того, что обычно прихожане не видят. Мы заглянули в каждый уголок храма, узнали и о святынях, о Марфе Московской и о инокини Досифеи, каждый имел возможность возложить себе на голову «венец». Мы даже обедали в трапезной монастыря».

Спасибо, дорогие друзья, за Ваши отзывы!

Материал предоставлен:  http://vvgrd.ru/novyj-sezon-novye-vpechatleniya/






"Центральный совет ВООПИиК в очередной раз выступает исполнителем проекта Правительства Москвы "Выход в город» сезона 2015 года.

На официальном сайте проекта уже размещены программа экскурсий и вся актуальная информация о мероприятиях.

Мы Вас очень ждем!"





Приглашаем волонтеров выйти в город вместе с нами!

Дорогие друзья! Мы уже подготовили для вас обновленную увлекательную программу мероприятий сезона 2015.

Но мы знаем, что проект делают еще более интересным люди, принимающие в нем участие!

Если Вы:

Любознательны и любите культуру
Любите Москву и хотите поделиться этим чувством с другими
Хотите приобрести новых интересных знакомых
Имеете желание помочь социально значимому проекту
Располагаете свободным временем

Участвуйте в волонтерском движении проекта "Выход в город"!

По всем вопросам о волонтерском движении пишите, пожалуйста, на почту lavrentev.german@mail.ru


«ПАМЯТЬ МЕСТА В ФОТОГРАФИЯХ АЛЕКСАНДРА ТЕРЁХИНА»

Память! Ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня.
Ты расскажешь мне о тех, кто раньше
В этом теле жили до меня…
Н.С. Гумилев «Память»

Странные бывают случаи в жизни, причем не с какими-то особенными людьми происходят они, а порой едва ли не с каждым из нас. Приезжаешь в какое-нибудь незнакомое место – в город или на луг у реки – и кажется, что ты здесь уже был когда-то. Подобные чувства я переживал сам, путешествуя по России. В этом, может быть, и заключено чувство родины. Такие же чувства могут рождать и книги, показывающие избранные автором здания и пейзажи. И когда переворачиваешь страницу, возникает такое же сладкое чувство узнавания. Подобное случается, когда фотограф снимает то, что действительно любит, понимает, допускает себе в душу и хранит в ней. Это относится ко многим кадрам Александра Терехина, в которых отражены личные впечатления от знакомства с самыми разными уголками России, удивительными по красоте ландшафтами и архитектурными памятниками – прославленными или полузабытыми.

Исторические памятники в работах Терехина представлены шире и разнообразнее пейзажных зарисовок. Фотограф снимал русский Север и Сибирь, волжские города, Псковщину, пушкинские места, Владимирскую и Смоленскую земли, Подмосковье. Здесь и оснеженные дворянские усадьбы с непременными колоннадами, ротондами и флигелями, и купеческие или мещанские дома, вставшие вдоль слегка сгорбившейся улицы и веселящие глаз разнообразием узоров и яркой раскраски, золотящиеся своим деревянным великолепием Кижи. Вот перед зрителем появляется темный, изощренный лик Спасителя на церковном фронтоне, созданном талашкинскими мастерами в смоленском имении княгини Тенишевой. Терехин показывает радостную и одновременно серьезную, хранящую древнюю, еще языческую память народную резьбу, укращающую дома Городца на Волге или владимирского Гороховца. Он умеет точно и тонко, сохраняя цельность образа, передать характер древнейших построек северо-восточной Руси – Кидекши и Переславля Залесского, величественных монастырей-крепостей Суздаля и более скромных, но как-то крепко и уютно «сбитых», не менее прославленных обителей Мурома. Фотографии Терехина запечатлели исторические ансамбли, города и монастыри, древнерусские, барочные и классические церкви, живописные купеческие хоромы XVII столетия, постройки пышной эклектики XIX века, и, кроме того, замечательные детали и малые архитектурные формы: ограды дворянских усадеб, старинные кресты, хранящие воспоминания о давно ушедших людях и событиях.

Фотографические путешествия Александра Терехина достоверно и с изяществом передают особые образы достопримечательного места, подчеркнуто личные, исполненные искреннего, ненавязчивого, скорее даже сдержанного лиризма. Благодаря своему разнообразию они не только говорят о полюбившихся автору памятниках, но «работают» вместе, создают единое и, на мой взгляд, хотя и субъективное, но очень точное и современное впечатление о красоте России, ее исторической памяти.

Д.О. Швидковский,
ректор Московского архитектурного института,
вице-президент Российской академии художеств