ВООПИиК
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ О ВООПИиК РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ НАШЕ НАСЛЕДИЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ ВОЛОНТЕРЫ

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры


Дионисий. Пасхальные встречи

Дионисий. Пасхальные встречи

ПРОЕКТ «СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ – МИРУ»                                                   

 18 апреля – 18 мая 2018

Выставка Юрия Холдина

Организаторы: Центральный Совет ВООПИиК и Фонд «Фрески Руси»

Адрес: Дом Телешова, Москва, Покровский бульвар, 18/15

Телефоны: 8(495)695-07-06 (справки); 8-910-426-81-45 (экскурсии)

ПРЕСС-РЕЛИЗ

     18 апреля, в Международный день охраны памятников в Доме Телешова ЦС ВООПИиК вновь начинает работу известный выставочный проект – «фототкрытие» одного из самых загадочных и притягательных памятников мирового культурного наследия – стенописи Ферапонтова монастыря. Полный цикл, единственный чудом сохранившийся от более чем полутысячелетней культуры в первозданной целостности - это около 300 композиций, созданных Дионисием с сыновьями в 1500-1502 годах в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Дионисий завершает эпоху Золотого века иконописи на Руси, его имя стоит в ряду его великих предшественников Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. Ферапонтовские фрески — итог творческой жизни зрелого мастера — занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Свод особо ценных объектов народов России. Встреча с этим шедевром, в недостижимой прежде степени приближения к нему, в последнее десятилетие связана с именем фотохудожника и издателя Юрия Холдина, который с поразительным искусством сделал неперемещаемую ценность XV столетия живым явлением современной культуры. Шедевр, живущий в далёкой вологодской глубинке теперь можно время от времени изучать, не выезжая далеко из Москвы.

     Поразившись при первой встрече с фресками силой их художественного и духовного величия, Холдин одновременно был потрясён несопоставимостью оригинала с его полиграфическим и копийным воспроизведением. А попытавшись разобраться с проблемой представления памятника, он увидел те «узкие места», которые уходили из поля зрения специалистов. Попытки показать широкому зрителю малодоступный, удалённый от культурных центров памятник предпринимались за ХХ столетие неоднократно, но вопросы качества, аутентичности до Холдина не ставил никто.

     Цвет фресок, живущих в объёмном пространстве собора, постоянно меняется в зависимости от спектрального состава света, падающего на них, – и в разное время дня, года, мы их видим по-разному. Холдин, исследуя как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в узком диапазоне светового времени: в полдень солнечного дня. А значит, тот «правильный цвет», который правилен только по отношению к цифровой системе координат, будет жёстким препятствием для передачи живого соприкосновения с шедевром Дионисия. В том, как мы воспринимаем фрески в соборе есть, в зависимости от акцентов нашего внимания, определённая чёткость, но есть и мягкость, которые неуловимы при фронтальном освещении. Поэтому ведущим в схеме работы с фресками Холдина был мягкий рассеянный свет. И при съёмке, и в дальнейшем длительном процессе обработки слайда для печати, он сумел привлечь к работе высокотехнологичные достижения своего времени, но не они стояли во главе угла. Любой метод воспроизведения сам по себе работает с формой, а воспроизведение внешнего вида подобно телу без души. В таком процессе отсутствует главное, ведущее звено — художник и тот сокровенный опыт связи с миром Дионисия, донесению которого Холдин посвятил фундаментальный альбом «Сквозь пелену пяти веков» и масштабный выставочный проект. Весь замысел от съёмки — до его воплощения в печати, он подчинил единой авторской воле.

     Внутреннюю силу образа повторить невозможно, но, как утверждал Юрий Холдин — можно открыть пластикой другого искусства. Поиск камертона освещённости — задача не техники, а художника, способного ей управлять. Ведь проблема состояла не в том только, чтобы ровно осветить фрески, чтобы мы видели то, что пропадает из нашего поля зрения в теневых участках, а найти световой ключ к передаче колористической гармонии стенописи и того тёплого свечения, которое исходит от неё. Человека, входящего в поле дионисиевских фресок, более всего впечатляет нематериальность образа общего пространства этого собора — мы словно попадаем в пространство тёплого света, пронизанного пасхальной радостью. Подобного эффекта созерцания светописного Дионисия в выставочном формате добивался и Холдин. Работая с пространством Ферапонтовского собора он, потрясённый гением иконописца, искал, общаясь с миром языком светописи, как достичь на своём пути полноты восприятия смыслов.

     Помощью для более объёмного погружения в мир образов Дионисия будут постоянные экскурсии Екатерины Даниловой, одного из авторов проекта.

 

Часы работы зала:

с 11.00 до 19.00 в будние дни,

в субботу и воскресенье – только в часы экскурсий

 

Авторские экскурсии искусствоведа Екатерины Даниловой:

понедельник-пятница – начало в 15.00, суббота, воскресенье – в 14.00

Запись на лекции-экскурсии:

 через сайт www.dionisy.ru или по тел. 8-910-426-81-45